seslogo       26-29 апреля 2012 года, КБТУ - заключительные мероприятия 3-го международного форума SES-2011/2012-KZ и 2-го международного финала Олимпиады IT-Планета

Нужны ли Казахстану предпринимательские университеты?.

http://www.zakon.kz/4621463-nuzhny-li-kazakhstanu-nuzhny.html

Нужны ли Казахстану нужны предпринимательские университеты?

 

4 мая 2014, 10:46

Ба­ка­лавр

Источник: Затолокин В. И.
 

Предлагается внести в повестку дня профильных комитетов Парламента РК с участием руководителей ведущих Вузов РК и представителей профессиональных отраслевых ассоциаций вопросы для обсуждения проекта разработки специального закона по созданию в каждой из областей Казахстана нескольких предпринимательских колледжей и 1-2 предпринимательских университетов, целью которых стала бы профессиональная подготовка и вывод на «бизнес-орбиту» уже к 20-22-25 годам сотен и тысяч предпринимателей, нужных для развития высоко-технологичных и проектно-ориентированных инновационных предприятий МСБ, являющихся основой стабильности и конкурентоспособности государств с рыночной экономикой.

Темы для обсуждения:

Вузовское предпринимательство (ВП) как движущая сила инноваций во всех странах с рыночной экономикой, но почему ВП нет в Казахстане? (Формирование национальной инфраструктуры инновационного предпринимательства на базе ведущих университетов и выстраивание баланса его приоритетов с учетом требований бизнеса и государства) / О проектных подходах к формированию «предпринимательского сословия» в Вузах РК / О программно-проектном внедрении в систему школьного, специального и академического образования элементов образовательной робототехники / О подходах к разработке международной партнерской программы создания на базе ведущих учебных заведений и организаций Казахстана «Центров развития инновационных компетенций», суть которых в системном подходе и учете отраслевой специфики рынка труда в различных регионах РК

Пояснительная записка.

В июле - октябре 2013 года в рамках подготовки и проведения 5-го международного симпозиума «Управление проектами ПФИИР: Казахстан - 2013» указанные выше тематики предложено считать проблемным полем для конкретной работы профильных комитетов Парламента РК и ключевых министерств.

Изучение опыта других стран мира говорит о том, что именно трансфер стандартов проектно-ориентированного инженерного и предпринимательского образования CDIO ( www.cdio.org ), учебной (образовательной) робототехники и современных STE (А)M-технологий становится новой ключевой задачей всей системы школьного, средне-специального и вузовского образования для Казахстана.

Неэффективность существующей классической модели вуза в существующих реалиях рыночной экономики стала очевидной и в учебных заведениях страны возникла необходимость совершенствования менеджмента и развития предпринимательской деятельности. При этом, наибольший интерес представляют пути трансформации вузов в организации нового типа - предпринимательские организации, ориентированные на удовлетворение потребностей рынка, получение прибыли, развитие инновационных технологий, поддержку наукоемких исследовательских проектов и управление ими.

На сегодняшний день прообразом предпринимательского университета в Казахстане можно считать только «Назарбаев Университет», в то же время в других странах мира и в той же России дискуссия по вопросам трансформации классических и научно-исследовательских университетов в предпринимательские идет уже очень активно.

Так на томской, 2012 года конференции обсуждалась капитальная системная проблематика, связанная с Развитием предпринимательских университетов как системообразующих элементов инновационных территориальных кластеров -http://www.nanonewsnet.ru/news/2012/ekaterina-bulycheva-budushchee-predprinimatelskikh-universitetov-v-rossii-zavisit-ot-ikh-s

Практические Рекомендации в адрес профильных министерств, ведомств, институтов развития и комитетов Мажилиса и Сената Парламента РК хотелось бы нацелить на:

1) Разработку и включение в Программы МОН РК и ГП ФИИР -1/2 соответствующих проектов по созданию в Вузах Казахстана специальных факультетов, кафедр и лабораторий инновационного студенческого предпринимательства / робототехники / мехатроники - надежных инструментов для развития творческого и предпринимательского мышления молодежи, которые на сегодняшний день практически не используются. В результате за годы рыночной экономики в Казахстане так и не сформированы новые поколения своих профессиональных и конкурентоспособных научно-технических и предпринимательских кадров. Так, по данным за 2012 год в Алматы при поддержке Фонда ДАМУ проектных ресурсов получили всего 9 молодых людей в возрасте до 30 лет, в Астане - 8.

2) Решение задач по развитию высокотехнологичных инновационных кластеров в системе высшего и средне-специального образования РК, вытекающих из Концепции инновационного развития Республики Казахстан до 2020 года, принятой Указом Президента РК от 4 июня 2013 года № 579 и с учетом требований Национальной рамки квалификаций Республики Казахстан (http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1200008022 ), в том числе через предложенную в ходе подготовки симпозиума международным консорциумом (организация - лидер международная компания ATG-CNTConsult) Программу создания на базе ведущих Вузов Казахстана «Центров развития инновационных компетенций» (сокр. Программа «ВУЗ - Центр компетенции»). Суть данной программы — в системном подходе к созданию Центров развития инновационных компетенций на базе ведущих Вузов в регионах РК для проф-ориентационной работы, учитывающих специфику учебного заведения и рынка труда в различных субъектах Республики Казахстан. В программе могут принять участие высшие учебные заведения и заинтересованные организации всех регионов Казахстана. В ней также есть место для совместных с ATG-CNTConsult исследовательских проектов казахстанских Вузов по тематике развития инновационных компетенций студентов, преподавателей и административного персонала. В рамках программы для заинтересованных Вузов может использоваться специальная бизнес-модель, направленная как на профориентацию, так и профессиональную адаптацию выпускников.

3) Внедрение в Вузах РК программ и проектов повышения эффективности управления персоналом с использованием тестовых и оценочных инструментов Теории Организационной Деятельности (ТОД), разработанной казахстанским экспертом Георгием Ваниевым и последующего профессионального обучения топ- и мидл-менеджмента на специальных курсах «Изменения без революций и подвигов», в результате которых Вузы могут без капитальных затрат увеличивать свою эффективность и продуктивность в 1.5 - 2 (и более) раза. Итоговый результат - понятный, проверяемый и измеримый. Управление таких изменениями не требуют покупки новых программныхпродуктов или систем , всю работу делают сами сотрудники в процессе выполнения заданий и работы над своими проектами

4) Создание межвузовских хабов-акселераторов в Астане, Алматы и областных центрах РК и интеграции деятельности 2-х ключевых управлений Акиматов - управления образования, курирующих школы и колледжи с Управлением по вопросам молодежной политики, курирующих работу Вузов.

5) Налаживание ежегодного профессионального аудита корпоративных информационных систем управления проектами и программами в институтах развития, национальных компаниях и госструктурах РК (в т..ч госВузах) с целью инициировать и организовать под эгидой Администрации Президента РК и Правительства РК Национальный конкурс «Лучший проект года в РК» по правилам международных ассоциаций PMI ( www.pmi.org ) / IPMA ( www.ipma.ch )


 
КОММЕНТАРИИ

FFR 4 мая 2014 21:40
0
Тема для Казахстана весьма актуальна. Однако, базировать это направление исключительно на робототехнике пожалуй не самый оптимальный вариант. Казахстан обладает огромными земельными ресурсами и потенциалом. Однако он используется весьма неэффективно. Одна из главных причин заключается в концепции реинновации сельского хозяйства. Мировая практика давно подтвердила, что сельское хозяйство может быть эффективным исключительно на основе его ведения как частного, индивидуального фермерского хозяйства. Фермер - это в первую очередь предприниматель. Бизнесмен. Но этот бизнесмен должен обладать высоким уровнем знаний как технологических, базирующихся на современных технологиях производства сельскохозяйственной продукции, так и на способности быть эффективным менеджером своего хозяйства. Наш многолетний опыт работы в Казахстане, показывает, что большинство казахских фермеров не имеют даже базовых знаний ни в технологиях ни в менеджменте. Робототехника - это замечательно. И это направление так же имеет право на жизнь в сельском хозяйстве, но для того, что бы создавать и применять роботов, нужно с одной стороны знать современное состояние отрасли в которой предполагается их применить, с другой стороны нужно уметь управлять фермерским хозяйством и видеть реальные перспективы применения и внедрения новейших технологий в эту отрасль. В любом случае, обучение и подготовка фермеров как предпринимателей, как бизнесменов и как технологов имеет очень серьезные перспективы для РК.

Гость_Владимир Затолокин 5 мая 2014 09:55
0
Спасибо за отклик. Да, конечно же, для верного выбора личностных жизненных стратегий, выявления и продвижения перспективных школьников и студентов, ориентированных на работу в сельскохозяйственной и других отраслях можно и нужно использовать все, что позволяет эффективно проводить их раннюю профориентацию. И если Вам известны иные, помимо робототехнических, комплексные инструменты и методики обучения - подготовки новых поколений предпринимателей, инженеров и технических специалистов, то эту тематику также есть смысл обсуждать. Основные критерии таких инструментов и методик хорошо известны – все они должны: - содействовать развитию творческих способностей, логическому и организационно-экономическому мышлению и лидерских качеств с установкой на активное получение знаний и жизненное самообразование, - ориентацию на инновации, предприимчивость, приобретение навыков командного и конкурентного труда, разработку и реализацию еще в школьные и студенческие годы несложных предпринимательских и технико-технологических проектов при поддержке своих педагогов-профессоров-предпринимателей-инженеров-ученых. - способствовать формированию умений самостоятельно действовать в процессе предпринимательского / инженерного (технического) / научного проекта с пониманием всех ключевых процессов на этапах его инициации, планирования задач и последовательности действий, мониторинга, контроля и управление ожиданиями участников команды и других заинтересованных лиц для достижения результата на основе полученных знаний и умений их применять. В настоящее время такие комплексные учебные методики в привязке к конкретным отраслям экономики получили название STEM (от science, technology, engineering and mathematics) и образовательная инициатива по их созданию также стартовала и в Казахстане, пжт подробнее об этом на https://www.facebook.com/groups/entrepreneurs.engineers.kz/ и http://www.itmozg.kz/Event.aspx?EventID=c1c78189-49f0-41f0-bf3e-9be6789b5b3c

Гость_Шавкатжон Каххаров 12 мая 2014 15:35
0
Однозначно такие университеты нужны, если они способны создать контекст на формирование способностей к самообучению и развитию компетенций для управления собой и своим личностным потенциалом. Современный человек не может не развиваться. Причем сама форма обучения не так важна, главное чтобы это был беспрерывный процесс. Развитие должно быть таким же естественным процессом как и дыхание. Фокус такого ВУЗа: развитие активной внутренней установки на самообучение и развитие. То, что мы обучаемся не только для получения знаний, красивого сертификата или престижного диплома, а для того чтобы уметь делать свое дело, двигать процессы и людей, быстро и умело управлять изменениями вокруг нас. Именно для этого важно научить людей заводить свои внутренние драйверы. Это сильное желание использовать полученные знания на практике, желание быть полезным для других, получать признание за свой вклад в общее дело, чувствовать уважение людей, которые развивают себя и помогают другим. Поэтому обучение и развитие компетенций всегда связаны с эмоциями, нашими мотивами, нашими ценностями – обучение должно задевать вас за живое, это должно быть важным и ценным для вас. Именно для этого и важно уметь создавать благоприятный контекст. Хорошая новость в том, что самообучению и саморазвитию нет границ. Другая хорошая новость – имеются опыт, технологии и экспертиза, чтобы организовать живой процесс. Условия: Это вовлеченность и активное участие топ-руководства в создание такого контекста, с климатом доверия, который основан на развитии и укреплении в ней следующих качеств: 1. Свободы, испытывать новые вещи и методы работы. 2. Открытости, ставить под вопрос имеющиеся мнения и точки зрения. 3. Способность, видеть зарекомендовавшие себя вещи в номом свете. 4. Поддержку, при готовности идти на риски. 5. Толерантность к неудачам и ошибкам.
 

КОММЕНТАРИИ

          
FOLLOW IT Managers Kazakhstan

Twitter: @СIOKz
Linkedin: CIO KZ & IT Managers KZ
Слово учредителям Сообщества казахстанских IT-менеджеров






Наши спонсоры и партнеры

Новости IT